Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru/http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru

     
Страничка Филимоновой Елизаветы Владимировны

 

 

Консультации для родителей по теме:

«Развитие диалогической речи дошкольников в игре»

Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Исследования лингвистов указывают, что, не освоив разнообразия диалогических реплик, ребенок не может усвоить и разнообразия их функций.

Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л.П. Якубинский).

Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.

Диалог — это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:

—соблюдение очередности в разговоре;

—необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;

—поддерживать общую тему разговора.

Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.

Предлагаю Вашему вниманию игры для развития диалогической речи. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием.    

«Краски»

Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.

Ход игры

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:

-      Тук-тук!

-      Кто там? - Покупатель.

-      Зачем пришел? — За краской.

-      За какой? - За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

      «Отвечай быстро»

Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.

Ход игры:

Ведущий, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:

     Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.

—Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.

    Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.

 

     «Волшебный ключ»

Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты

выражения просьбы-разрешения.

Ход игры

Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, детей приглашают мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Ведущий встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».

Дети проговаривают просьбу, а ведущий стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».

Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:

-               Разрешите пройти.

-              Разрешите, пожалуйста.

-       Позвольте пройти.

—Пропустите меня, пожалуйста.

—Вы не могли бы пропустить меня?

—Если можно, пропустите, пожалуйста.

—Извините, я могу пройти?

Уважаемые родители, играйте вместе с детьми! Использование игр для развития диалогической речи поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.

С уважением воспитатель Елизавета Владимировна

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"