Консультации для родителей по теме:
«Развитие диалогической речи дошкольников в игре»
Диалог рассматривается как основная форма общения дошкольников. А в свете компетентностного подхода диалогические умения являются важнейшей составляющей такой базисной характеристики детей, как коммуникативная компетентность. Диалогические умения дошкольников являются важной предпосылкой их благополучия в социальном и интеллектуальном развитии. Исследования лингвистов указывают, что, не освоив разнообразия диалогических реплик, ребенок не может усвоить и разнообразия их функций.
Диалог — не только форма речи, он еще и «разновидность человеческого поведения» (Л.П. Якубинский).
Как форма речевого взаимодействия с другими людьми, он подчиняется определенным, сложившимся в обществе правилам его ведения. Эти правила определяют поведение людей в диалоге, регулируют их речевое взаимодействие.
Диалог — это смена высказываний (реплик), связанных между собой одной темой. Для ведения диалога характерно выполнение таких правил, как:
—соблюдение очередности в разговоре;
—необходимость выслушивать собеседника, не перебивая;
—поддерживать общую тему разговора.
Основная цель работы по развитию диалогической речи у детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы научить их пользоваться диалогом как формой общения. А чтобы ребенок научился пользоваться диалогом, он должен овладеть его функциональными единицами во всем их многообразии, а также правилами ведения диалога — как речевыми, так и социальными.
Предлагаю Вашему вниманию игры для развития диалогической речи. Игры можно включать не только в занятия и в совместную деятельность детьми, но и в самостоятельную деятельность детей. Несомненным достоинством игр является то, что они создают благоприятный эмоциональный фон, необходимый для расположения детей к педагогическому процессу, педагогу, его заданиям. Трудности, встречающиеся в игре, преодолеваются детьми охотнее и с удовольствием.
«Краски»
Цель. Учить детей задавать вопросы и отвечать на них.
Ход игры
Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и называет его хозяину. Затем приходит покупатель:
- Тук-тук!
- Кто там? - Покупатель.
- Зачем пришел? — За краской.
- За какой? - За голубой.
Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси да назад принеси!». Если покупатель отгадал цвет краски, то забирает ее себе. Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. Так они по очереди разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.
«Отвечай быстро»
Цель. Закрепить умение детей внимательно слушать собеседника.
Ход игры:
Ведущий, держа мяч, становится в круг вместе с детьми и объясняет правила игры:
— Сейчас я назову какой-либо цвет и брошу кому-нибудь из вас мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать предмет этого цвета, затем он сам называет любой цвет и бросает мяч следующему игроку.
—Зеленый, — говорит воспитатель и бросает мяч одному из детей.
— Лист, — отвечает ребенок и, говоря «голубой», бросает мяч следующему.
«Волшебный ключ»
Цель. Закрепить умение детей использовать в речи различные варианты
выражения просьбы-разрешения.
Ход игры
Игра организуется в ходе проведения режимных процессов. Например, детей приглашают мыть руки (на прогулку, в спальную комнату и т.п.). Ведущий встает в дверном проеме и, улыбаясь, говорит: «Дверь закрыта на замок. Кто ключ найдет, тот и дверь откроет. Вспомните пословицу: «Добрые слова замки открывают». Кто добрые слова скажет, для того и дверь откроется».
Дети проговаривают просьбу, а ведущий стимулирует их к употреблению разных вариантов формул просьбы: «Так уже Маша говорила. А по-другому можешь замок открыть?».
Примерные формулы выражения просьбы-разрешения:
- Разрешите пройти.
- Разрешите, пожалуйста.
- Позвольте пройти.
—Пропустите меня, пожалуйста.
—Вы не могли бы пропустить меня?
—Если можно, пропустите, пожалуйста.
—Извините, я могу пройти?
Уважаемые родители, играйте вместе с детьми! Использование игр для развития диалогической речи поможет повысить эффективность процесса формирования диалогических умений у дошкольников.
С уважением воспитатель Елизавета Владимировна