Конспект непрерывной образовательной деятельности по нравственному воспитанию детей в старшей группе
Тема: «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель: приобщать детей к духовным и нравственным ценностям.
Программные задачи:
Образовательные:
1. Учить детей разбираться в нравственных ситуациях.
2. Учить аргументировать свои ответы.
Развивающие: развивать речевое творчество, фантазию и творческое воображение детей.
Воспитательные: закрепить стремление совершать хорошие поступки.
Интегрируемые области: познавательное развитие (речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие).
Словарная работа: добро, поступок, ситуация, вывод, эмоции.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, заучивание пословиц, беседы на нравственную тему, просмотр мультфильма «Что такое хорошо и что такое плохо», консультации для родителей, изготовление поделок к дню пожилых людей (открытка – приглашение).
Демонстрационный материал: портрет с изображением мальчика, у которого сердитое, недовольное лицо), доска, проектор, презентация, экран, образец поделки (цветик - семицветик).
Раздаточный материал: круги белого и черного цвета, сюжетные картинки на каждого ребенка, материал для художественного творчества (цветные квадраты, ножницы, клей, коктейльные трубочки).
Методические приемы:
- наглядный метод, словесный метод (беседа, пояснение, уточнение ответов детей, дополнение, активизация, художественное слово), практический метод (физкультминутка, малоподвижные игры, художественное творчество).
Форма проведения: совместная деятельность
Части занятия:
1. Часть (организация на занятие – дети в центре группы)
2. Часть (на стульчиках перед экраном)
3. Часть (за столами - работа с раздаточным материалом)
4. Часть (физкультминутка)
5. Часть (за столами – изготовление поделки)
6. Часть (в кругу – анализ занятия)
Ход приветствия
Воспитатель обращается к детям: «Здравствуйте, я рада вас видеть! А вы рады видеть друг друга?
Дети по кругу приветствуют друг друга передают мяч по кругу и здороваются. Например: «Здравствуй Саша»
(Обращаю внимание на портрет, который висит в группе)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой -то странный гость оставил нам этот портрет. Он сердитый, недовольный. Как вы думаете, что могло с ним произойти?
Ответы детей (его обидели, он заблудился, наверно его поругала мама.). Слайд 1.
Он по свету прошел,
Видел, что хорошо,
Он по свету ходил,
Плохо тоже находил.
Вот и стал он такой,
Если встретит он добро,
Улыбается лицо!
Ну, а если зло увидит,
Он сердит, всех ненавидит!
И на всех готов кричать,
Он запутался совсем,
На пенечек он присел
И совсем стал никакой,
Рассудите, помогите,
Добро от зла мне отделите!
Воспитатель: «Ребята мы поможем нашему гостю?»
Дети: да
Воспитатель: давайте поиграем в игру «Выбери хорошие поступки». Дети: Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет. Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой. Слайд 2.
Дети: Мальчик читает книжку маленькому братишке. Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читать не умеет. Слайд 3.
Дети: Мальчик моет посуду. Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая! Слайд 4.
Дети: Девочка поливает грядки в огороде. Молодец! Она помогает дедушке или бабушке. Слайд 5.
Дети: Мальчик залез в лужу и топает ногами. Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть! Слайд 6.
Дети: Девочка в парке насыпает семечки в кормушку. Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно! Слайд 7.
Воспитатель: Ребята, вот мы помогли нашему гостю справиться с одной задачей (обращаю внимание на то, что на столах лежат сюжетные картинки, предлагаю детям внимательно рассмотреть их).
Воспитатель: ребята, чтобы не смущать нашего гостя все плохие поступки закроем синими кружочками, а хорошие поступки оранжевыми кружочками (предлагаю детям объяснить, почему именно этими кружочками закрыли свои картинки). После опроса обращаю внимание детей на то, что эмоции у нашего гостя поменялись – он стал улыбаться.
Ребята, посмотрите, наш гость улыбается вам и приглашает вас на физкультминутку! Слайд 8.
Физкультминутка
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Влево, вправо наклонялись,
И обратно возвращались,
Вот здоровья в чем секрет!
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Предлагаю детям сесть на стульчики и поиграть в словесную игру «Хорошо и плохо».
Воспитатель: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы постарайтесь определить, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите белый кружок, если плохо — черный.
— « Колобок, Колобок я тебя съем!» (черный кружок).
— « Шла, шла Маша по лесу — деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (черный кружок).
— « Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (белый кружок).
— «Битый, не битого везет!» (черный кружок).
— « Посадил дед репку, выросла репка большая — пребольшая!» (белый кружок) — « Повадилась лиса в курятник кур таскать» (черный кружок).
— « Золушка была доброй, трудолюбивой девочкой!» (белый кружок). — « Всю зиму Дюймовочка ухаживала за больной ласточкой» (белый кружок).
Воспитатель: Ребята, а какие поступки вы бы хотели совершить? (заслушиваю ответы детей).
Воспитатель: Ребята давайте немного отдохнём и сделаем весёлое упражнение «Червячок»
Вот эта - моя ручка, а это - кулачок,
Показываем открытую ладонь левой руки, потом сжимаем ее в неплотный кулак.
А в кулачке завелся веселый червячок.
Указательный палец правой руки просовываем в кулак левой, шевелим пальцем.
Он прыгнул на коленку, забрался на бочок,
И стал копать там норку противный червячок.
Движения в соответствии с текстом песни.
По голове стал ползать, затылок щекотать
Действия соответствуют тексту.
И даже моё ушко немножечко кусать
Указательным пальцем правой руки (червячок)
Оттопыриваем и отпускаем ушко.
Вот он пополз по спинке, по животу ползет,
Движения в соответствии с текстом песни.
Залез ко мне в карманчик и там теперь живет
Левой рукой сделать карманчик:
Сложить в ковшик и прислонить к туловищу.
Указательный палец правой руки
(червячок заползает в карманчик снизу. Шевелим пальцем).
После упражнения дети садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, помните я вам читала произведение В.Катаева «Цветик-семицветик», у девочки остался последний лепесток. Какое желание она загадала? (ответы детей).
(Предлагаю детям сделать цветик-семицветик и подарить тому кто в нем очень нуждается). Во время выполнения работ включаю мелодию из мультфильма «Цветик- семицветик».
(Дети делают цветы и в конце занятия они рассказывают, кому они хотели подарить и почему).
НОД по развитию речи в средней группе «Пересказ сказки «Курочка Ряба»
Воспитатель: Романова Е.А.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: ребенок связно и выразительно пересказывает хорошо знакомую сказку «Курочка Ряба» без подсказок воспитателя, радуется игровой ситуации.
Задачи: развивающие: развивать речь ребенка, навыки фразовой речи, активный словарь ребенка; совершенствовать умение понимать вопросы воспитателя; развивать внимание; обучающие: учить детей связно и выразительно пересказывать хорошо знакомую небольшую сказку «Курочка Ряба» без подсказок воспитателя; воспитательные: воспитывать культуру речевого общения.
Предварительная работа: чтение произведения, просмотр мультфильма, показ настольного театра, ФЦКМ «Домашние птицы».
Необходимое оборудование: книги с иллюстрациями к сказкам «Теремок», «Рукавичка», «Курочка Ряба»; настольный театр «Курочка Ряба».
Ход образовательной ситуации:
Основная часть:
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
-Я очень люблю читать и слушать сказки. В них, в сказках, живут добрые и веселые животные, птицы, которые, как люди, умеют разговаривать, хитрить, смеяться, помогать людям и друг другу.
-Есть у меня, -продолжает педагог, -любимые сказки. Например, вот эта (Показывает обложку известной детям сказки «Рукавичка». Дети называют сказку, вспоминают ее героев.) Живет на свете еще одна сказка, которая похожа на «Рукавичку». В ней тоже рассказывается о гостеприимных зверях, которые все поселились в одном домике, а название тому домику (показывает иллюстрацию)- теремок.
-Но самая любимая моя сказка…. Впрочем, как называется сказка, вы, наверное, догадаетесь сами. Начинается она так: «Жили-были дед и баба, и была у них…». (Курочка Ряба.) Вы не забыли эту сказку? Сейчас проверим. «Жили-были…» (повторяем фразу). И что случилось? «Снесла курочка яичко. Яичко не простое-золотое. Дед бил-бил- не разбил, баба била-била- не разбила». Дети, «бил-бил»- это сильно бил или бил чуть-чуть? (Сильно бил.) Значит, и рассказывать про это надо так, чтобы все почувствовали, что дед и баба золотое яичко изо всех сил били. Пусть кто-нибудь расскажет про это еще раз. (2-3 выступления.) Так до сих пор яичко и не разбито? (Разбито.) Как же это случилось? «Разбилось яичко. Дед и баба...». Что делают? (Плачут.) «Курочка жалела деда и бабу, утешала их: «Не плачь, дед, не плачь, баба, я снесу вам другое яичко, не золотое, а простое.»
Физ. минутка: Воспитатель исполняет роль курочки, дети- цыплята. Дети повторяют движения вслед за воспитателем в соответствии с текстом:
Вышла курочка гулять, (Дети идут вслед за воспитателем по кругу.)
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко, (Грозят пальчиком.)
Лапками гребите, зернышки ищите». (Присели и гребут руками.)
Дети, а кто хочет рассказать сразу всю сказку? Воспитатель привлекает к пересказу прежде всего детей застенчивых или рассказывающих хуже остальных: этим детям легче пересказывать хорошо знакомый текст. Оценивая рассказ ребенка, воспитатель отмечает как последовательность изложения, так и выразительность речи.
Рефлексия: в заключение занятия можно предложить детям инсценировать любимые сказки.