Проект: «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями»
Актуальность проблемы:
- В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней изменениями, в разное время года. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому.
Психологами доказано, что у детей первых семи лет жизни мышление является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Особенно важно соблюдать этот принцип при осуществлении естественно-научного и экологического образования. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, в работе с детьми необходимо уделять большое внимание проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы.
В детском саду эта проблема актуальна, так как современные исследования педагогов свидетельствует о том, что дошкольный возраст является той генетической ступенью, на которой закладываются основы всего последующего умственного развития. А. В Запорожец (психолог, педагог) говорил: «Громадное количество знаний и умений, приобретаемых в этом возрастном периоде, усваивается мгновенно, фиксируется навечно, до конца жизни и теряются в последнюю очередь при старении».
Так почему же важно развивать умение наблюдать уже в дошкольном возрасте? Потому что, ребенок с раннего детства проявляет природную пытливость и любознательность, которые помогают ему ориентироваться в окружающей обстановке. И где бы не имел место процесс наблюдения – на прогулке, или экскурсии, он должен быть хорошо организован и правильно проведен.
На сегодняшний день методика организации фенологических наблюдений в детских садах разработана не полно. Это обусловлено многими причинами: недостаточной теоретической проработанностью вопроса, нехваткой методической литературы и что самое главное – отсутствием направленности педагогов на данный вид деятельности.
Таким образом, была сформулирована тема моего опыта: «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольников с природными явлениями».
Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие» и предусматривает решение таких задач как:
— формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
— воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Самое главное – в процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.
Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС к экологическому воспитанию дошкольников, было предположено, что:
Гипотеза:
- Формирование практических навыков работы на метеоплощадке с метеоприборами будет способствовать развитию исследовательских умений (умение выявлять проблему, наблюдать, проводить эксперимент, анализировать, обобщать) и воспитанию экологической культуры дошкольников.
Предполагаемый результат:
• Дети должны получить элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека, о профессии метеоролога;
• Дети должны приобрести навыки использования приборов для наблюдения за погодой;
• Иметь простейшие представления о температуре воздуха, о давлении, о направлении ветра;
• Знать приметы, пословицы, поговорки о погоде.
Итак, целью моей работы стало:
- Обучение детей наблюдению, фиксированию и элементарному прогнозированию состояния погоды.
Были определены задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о природных объектах (воздух, вода, почва, их состояния от погоды;
- научить прогнозировать погоду по реакции неживой природы;
- формировать элементарные экологические знания и представления через прогнозирование;
- развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Личностно-ориентированные:
- разрабатывать наглядные материалы, оказывающие воздействие на развитие интеллектуальной и исследовательской деятельности детей.
- развивать познавательную активность и любознательность;
Воспитательные:
- воспитание бережного отношения ко всему живому на Земле, любви к природе;
- воспитание навыков применения знаний на практике.
- положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Первым этапом моей работы (организационный этап) стало определение целей и форм взаимодействия с субъектами процесса.
Для этого мною были изучены научные материалы, методические пособия по данной теме, что помогло теоретически подготовиться к следующим мероприятиям. Был организован опрос педагогов с целью изучения осведомлённости участников педпроцесса по данному вопросу, на основе которого в дальнейшем я смогла подготовить информацию, консультации и практикум с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней».
Следующим шагом стало составление «Перспективного планирования по ознакомлению с явлениями неживой природы».
В то время, работая воспитателем в средней группе, организовала работу по обогащению предметно – развивающей среды как в групповом помещении, так и на метеоплощадке. Были созданы своими руками материалы, оборудование, атрибуты для познавательно-исследовательской деятельности, макет «Круглый год»; подобран материал для продуктивной деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественная литература экологической тематики, оформлена картотека по теме «Фенологические наблюдения в системе ознакомления дошкольника с природными явлениями», куда вошли загадки, стихи и приметы.
Практическая деятельность родителей была направлена на:
• Изготовление приборов-помощников.
• Сбор информации для оформления альбомов.
• Оказание помощи в приобретении экспонатов для мини-музея «Хочу все знать и измерять».
Деятельность воспитателей состояла в следующем:
• Проведение целевых прогулок.
• Знакомство с художественными произведениями, «умными» книгами (энциклопедиями).
• Оформление и работа в уголках природы, изготовление моделей «Времена года», «Термометр».
Деятельность педагогов-организаторов осуществлялось в:
• Проведении с детьми, экскурсий, бесед, опытов и экспериментов согласно перспективному плану.
• Проведении консультации с воспитателями с целью повышения уровня знаний по теме «Погода и наблюдения за ней»;
• Консультация для воспитателей «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;
• Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;
• Консультация для педагогов «Моделирование как метод экологического воспитания».
В процессе ознакомления с метеоприборами возникла необходимость разработать единый алгоритм для их изучения.
Алгоритм знакомства с метеоприборами:
- Название прибора;
- Назначение (для чего он используется);
- Строение (внешний вид);
- Правила работы с приборами;
- Правила безопасного пользования.
- Польза (определение важности прибора).
Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей к новым знаниям и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.
Все наблюдения и измерения проходят при постоянном фиксировании полученных результатов в схемах, помещенных в уголках природы и погоды в группах. Работа со схемами включает в себя и подведение результатов за месяц, за сезон (зима, весна, лето, осень).
Наблюдая за погодой, дети учатся выделять отдельные явления, степень их интенсивности и другие характеристики. Дети наблюдают не только сами явления погоды, но и их воздействие на окружающие предметы.
За время работы в данном направлении у детей значительно повысился уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.
Работой метеоплощадки заинтересовались не только дети, но и их родители. Они остались довольны, что их дети занимаются интересным делом.
Аналитическая справка по итогам тематического контроля в рамках подготовки к педсовету по теме «Организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма» от 17.11.2020 г.
Цель: оценить систему работы по профилактике (ДДТТ) в ДОУ.
Сроки: с 06.11 по 12.11 2020 г
Состав комиссии: старший воспитатель, музыкальный руководитель
Задачи: изучить уровень педагогических компетенций в части организации работы по формированию у детей знаний по ПДД; выявить уровень знаний дошкольников и их родителей о правилах безопасного поведения на дороге, в общественном транспорте.
Мероприятия: наблюдения за работой педагогов, анализ документации, беседы с детьми, педагогами.
Результаты и выводы: на основании приказа заведующего ГБДОУ детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга от 06.11.2020 г № 168 «О проведении тематического контроля по профилактике ДДТТ».
Контроль осуществляется по следующим критериям:
1. Планирование деятельности педагогов по профилактике и предупреждению ДДТТ.
2. Создание условий для организации образовательной и самостоятельной игровой деятельности детей в рамках обучения ПДД и профилактике ДДТТ.
3. Проведение образовательной деятельности с детьми по обучению ПДД и профилактике ДДТТ.
4. Организация тематического взаимодействия с родителями.
В ходе контроля выявлено:
1. В рабочих программах воспитателей в части реализации образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» и «Познавательное развитие» запланирована работа по осуществлению задач, направленных на профилактику и предупреждение ДДТТ. Данные задачи отражены как в основной части программы, так и а части, формируемой участниками образовательных отношений посредством парциальной программы Р.Б. Стеркина, Н.Н. Авдеева «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста».
В планировании деятельности групп отражено проведение образовательной деятельности с детьми (младший возраст-игровые обучающие ситуации с периодичностью один раз в месяц, в старших группах -образовательная деятельность два раза в месяц) с указанием целей и программных задач.
2. Во всех группах организованы центры безопасности, которые оснащены материалами и оборудованием по профилактике и предупреждению ДДТТ. Все педагоги учитывают принцип мобильности, полифункциональности, безопасности, а также возрастной адресованности. В группах № 7, № 3 имеются макеты микрорайона, где находится ДОУ с зонами наивысшей опасности дорожного движения.
Центры групп по безопасности № 5, № 4, № 6 оснащены оборудованием для сюжетно-ролевых игр: имеются манишки и накидки для распределения ролей «Пешеход», «Пассажир», «Водитель», «Инспектор ГИБДД», «Водитель спецтранспорта». Большое разнообразие дидактических игр представлено: «О чем говорят знаки», «Угадай знак», «Транспорт», «Дорожные ловушки», «О чем говорит светофор» и другие.
Почти во всех группах имеются электрические светофоры, напольные знаки дорожного движения всех категорий.
В младшей группе № 2 подобрана картотека аудио- и видеоматериалов, имеется большое количество детской художественной литературы, демонстрационных материалов, методической литературы по теме.
В группе раннего возраста № 1 РППС представлена машинками разного размера и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, рекомендовано увеличить объем.
Старшей группе № 3 рекомендовано пополнить книжные уголки художественной литературой по теме с помощью районной детской библиотеки.
3. Все педагоги проводят образовательную деятельность с детьми в соответствии с планом. В старших группах образовательная деятельность проходит в разнообразных формах: занятие-викторина, виртуальная экскурсия, в группе № 3 по теме «Школах пешеходных наук», где целью было познакомить детей с основными элементами улицы и правилами дорожного движения», использовался методический прием воспитателем - создание паспорта почетного пешехода, в группе № 4 тема НОД «Примерные пешеходы», цель - дошкольники должны самостоятельно прийти к выводу, что дорожные правила придумали люди, чтобы обезопасить свою жизнь и жизни детей. Воспитатель корректирует правила для пешеходов, которые дети сформулировали, и поясняет их.
Образовательная деятельность в младшей группе № 2 «Не попади в беду на дороге» была построена на отрывке сюжета сказки К. Чуковского «Айболит», цель: формировать безопасное поведение на дороге.
В группе раннего возраста № 1 образовательная деятельность «Безопасность на дороге», цель которого познакомить детей с макетом светофора и правилами безопасного перехода по пешеходному переходу.
При работе с детьми по профилактике ДДТТ педагоги применяют игровые приемы, блицопросы, продуктивную и проектную деятельность, театрализованные зарисовки, методику создания безопасного маршрута представлена широко группами № 7, № 4, № 5.
4. Проектная деятельность представлена старшей группой № 4 проектом «Мы-примерные пешеходы». Цель: Формировать у детей навыки, безопасного поведения на дороге; учить применять правила на улице своего микрорайона: развивать чувство самоконтроля, которое поможет правильно ориентироваться в разных ситуациях. (См презентацию).
5. Взаимодействие педагогов с родителями осуществляется на основании перспективного плана работы. Представлены папки-передвижки. Оформление родительского уголка в раздевалке групп, разработка и создание буклетов и листовок. Каждый месяц запланированы акции: «Единый день дорожной безопасности», «Будь заметен на дороге», «Неделя безопасности».
Стоит отметить, что воспитатели ведут активную работу по профилактике ДДТТ через закрытые группы в социальных сетях, организуют различные темы для обсуждения, социологические опросы, проводят конкурсы детских рисунков и поделок по теме безопасного поведения на дорогах, составление безопасного маршрута от дома до ДОУ.
Родители всех групп приняли участие в анкетировании «Безопасность наших детей на улицах городах», 70 человек- 100% посещения воспитанников на сегодняшний день. (См таблицу)
Рекомендации:
1. Всем воспитателям при планировании работы с воспитанниками использовать разнообразные формы: квесты, целевые прогулки, виртуальные экскурсии, занятия с использованием ТСО.
2. Продолжать работу в социальных сетях с родителями, делать скриншоты для отчета старшему воспитателю.
3. Обновить демонстрационный и наглядный материал в центрах безопасности.
4. Разработать памятки для родителей и воспитанников по профилактике ДДТТ.
Старший воспитатель Адонина А.В.
Консультация для воспитателей ДОУ
Методика обучения дошкольников рассказыванию по картине
Младший возраст |
Средний возраст |
Старший возраст |
Подготовительный
возраст |
В младшей группе осуществляется подготовительный этап обучения рассказыванию по картине. Дети этого возраста не могут еще дать самостоятельного связного изложения. Речь их носит характер диалога с воспитателем.
Основные задачи воспитателя в работе по картине сводятся к следующему: 1) обучение детей рассматриванию картины, формирование умения замечать в ней самое главное;2) постепенный переход от занятий номенклатурного характера, когда дети перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям, упражняющим в связной речи (ответы на вопросы и составление небольших рассказов) .
Дети учатся рассказывать по картине предложениями из двух-трех слов. Рассматривание картины используется для развития точности и ясности речи.
Рассматривание картин всегда сопровождается словом воспитателя (вопросами, объяснениями, рассказом). Поэтому к его речи предъявляются особые требования: она должна быть четкой, лаконичной, ясной, выразительной.
После беседы воспитатель сам рассказывает о нарисованном на картине. Иногда можно использовать и художественное произведение (например, рассказы писателей о домашних животных). Может быть прочитано небольшое стихотворение или потешка (например, «Петушок, петушок, золотой гребешок» или «Кисонька-мурысенька» и т. д.) . Можно загадать загадку о домашнем животном (например: «Мягонькие лапки, а в лапках цап-царапки» — после картины «Кошка с котятами») .
В младшей группе особенно важно использовать разнообразные игровые приемы.
|
Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу.
Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Можно поиграть в лексико-грамматическая упражнение «Продолжи предложение».
- Давайте поиграем. Я буду начинать предложение, а вы его будете продолжать. Но для этого надо очень внимательно всмотреться в картину.
• Я считаю, что на картине изображено начало дня, потому, что …
В средней группе образец дается для копирования. «Расскажите, как я», «Молодец, запомнил, как я рассказывала», — говорит педагог, т, е. в этом возрасте не требуется отступления от образца.
Когда дети научатся составлять небольшие рассказы описательного характера (рассказ об основных качествах, свойствах и действиях одного или нескольких предметов или объектов, можно перейти к рассказыванию по последовательной сюжетной серии картин. С помощью воспитателя дошкольники составляют связный последовательный рассказ описательного характера, объединяющий в единое целое все картинки серии.
|
В старшем дошкольном возрасте в связи с тем, что возрастает активность детей, совершенствуется их речь, имеются возможности для самостоятельного составления рассказов по разным картинам.
Содержание, тематика картин, использующих в старшем дошкольном возрасте, требуют предоставить занятиям большего познавательного и эстетического акцента. Во вступительной беседе уместной может быть краткая информация о жизни и творчестве художника — автора картины, ее жанр, обобщающая беседа о времени года, жизни животных, человеческих отношениях и т. д., т. е. то, что настраивает детей на восприятие картины. Обращение к собственному опыту детей, участие в полилоге, соответствующему теме занятия, лексико-грамматические упражнения также активизируют умственную и речевую деятельность дошкольников, побуждают их к инициативности.
В старшем дошкольном возрасте беседу по содержанию картины можно начинать с анализа ее первичной или поиска более удачной, точного названия: «Картина называется «Зимние забавы ». Как вы считаете, почему именно так она называется? Что означает слово «забава»? »- Обращается к детям воспитатель после молчаливого рассмотрения. — «Как, по вашему мнению, можно было бы назвать ее по-другому? Объясните свой вариант ». Это позволяет детям понять, оценить картину в целом, чтобы дальше перейти к более подробному его рассмотрению.
|
На занятиях в подготовительной к школе группе образец воспитателя следует предлагать лишь в том случае, если ребята плохо владеют умением связно излагать содержание картины. На таких занятиях лучше дать план, подсказать возможный сюжет и последовательность рассказа. В группах старшего дошкольного возраста используются все виды рассказов по картине: описательный рассказ по предметной и сюжетной картинам, повествовательный рассказ, описательный рассказ по пейзажной картине и натюрморту.
В старшей группе дети впервые подводятся к составлению повествовательных рассказов. Так, они придумывают начало или конец к сюжету, изображенному на картинках: «Вот так покатался! », «Где пропадали? », «Подарки маме к 8 Марта», «Шар улетел», «Кошка с котятами» и т. д. Четко сформулированное задание побуждает творчески выполнить его.
Очень важно учить детей не только видеть то, что изображено на картине, но и вообразить предыдущие и последующие события.
В старшей и подготовительной группах продолжается работа по развитию умения характеризовать самое существенное в картине.
|
В младшем дошкольном возрасте оценка должна быть только положительной. |
В среднем возрасте воспитатель анализирует рассказы детей, подчеркивая, прежде всего, на положительных моментах и коротко выражает предложения по улучшению качества рассказа. К анализу можно поощрять детей, предлагая им подобрать более точное слово, составить более удачно высказывание: «Дети, вы обратили внимание, как Саша сказал о … А как иначе можно было сказать? Скажите об этом по-своему ». |
Дети старшего дошкольного возраста активно участвуют в анализе собственных рассказов и рассказов своих товарищей. Этот момент на занятии следует использовать для совершенствования связной речи детей, направляя их на более удачную лексическую замену, подбор и проговаривания дополнительных вариантов относительно характеристики образа, сюжетной линии, построения предложения, структуры повествования. То есть это не просто указание на ошибки, а признание других вариантов высказывания. |