Консультация для педагогов «Драматизация (инсценировка) стихотворений в дошкольном возрасте»
1.Вступительная часть
«Драматизировать – значит играть» (Надежда Сергеевна Карпинская, известный педагог, автор многочисленных трудов.) Игра проходит через все виды деятельности дошкольника.
Что такое драматизация своими словами ? (ответы : инсценировка, обыгрывание, превращение в маленький спектакль), то есть, драматизация – это один из видов театрализованной деятельности.
Сегодня мы поговорим о методах работы над драматизацией литературного произведения – стихотворения.
Ведь ребенок начинает знакомиться с литературным словом очень рано : УНТ, потешки, русские народные сказки, литературные сказки, стихи, литературные произведения – вот такой обширный литературный багаж дает детский сад. Наша с вами задача привить любовь ребенка к слову, научить воспринимать его правильно и нести во взрослую жизнь. Поможет здесь драматизация.
К тому же, вы со мною согласитесь , что драматизация очень полезна для ребенка : развивается речь, обогащается словарный запас, улучшается память, внимание, закладываются моральные нормы, раскрываются таланты, преодолеваются смущение и робость.
2.Этапы драматизации стихотворения
1. Выбирая литературный материал , нужно отталкиваться от возрастных возможностей.
Требования к стихотворению :
· Простота и четкость ритма
· Ясность образов
2. Для драматизации подбирают интересный сюжет.
Знакомство с автором произведения (портрет, выставка книг)
3. Прочтение стихотворения воспитателями
4. Понять о чем стихотворение (каков его смысл, моральная составляющая) (рисунки по стихотворению)
5. Анализ героев
· Интонация
· Мимика
· Жесты
· Движения
6. Нужны ли дополнительные образные средства ?
· Элементы костюмов
· Шапочки
· Маски
· Реквизит
· Декорации
· Музыка
7. Репетиционный период (коллективное творчество воспитателя и ребенка, но нужно чтобы подготовка не убила детскую самобытность и непосредственность)
8. Заучивание текста
9. Его обыгрывание
Сложности при драматизации
Как выбрать ребенка на роль?
Начинается подборка «актеров» - необходимо продумать, кто из детей способен полнее выразить образ, учитываются внешние данные, состояние речи. (По возможности нужно задействовать максимальное количество детей)
Педагог должен быть готов к тому, что ребенок может отказаться играть какую – то роль (злого волка). Нужно суметь убедить его в том, что этот персонаж очень важен в спектакле.
3. Практикум «Девочка чумазая» (стихотворение А.Барто)
В заключении можно сказать, что драматизация стихотворения – это эффективное средство эстетического воспитания ребенка.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре во второй младшей группе.
«Прогулка в зимний лес»
Цель : развитие основных видов движений , сохраняя и укрепляя здоровье детей.
Задачи:
Образовательные: формировать умение ходить и бегать по кругу, врассыпную, выполнять движения согласно произнесенному тексту. Четко выполнять заданные упражнения, выполнять метание правой рукой (1,5 метра) , прыжки на двух ногах с продвижением вперед ( 2-3 метра).
Развивающие: развивать физические качества ( быстроту, ловкость, выносливость) , умение действовать по сигналу воспитателя.
Воспитательные : воспитывать доброжелательные отношения детей друг к другу, желание помочь в трудных ситуациях.
Материалы и оборудование
Ватные комочки для метания по 2 штуки на ребенка, снеговичок , шапочка лисы, 2 обруча, игрушка зайчик.
Ход занятия
В: Ребята, сегодня к нам в гости пришел снеговичок. Он волшебный и хочет поиграть. И приглашает нас в зимний лес.
Добрый лес, зимний лес,
Полон сказочных чудес.
1. Ходьба друг за другом в колонне по одному.
В : По ровненькой дорожке шагают наши ножки.
Вот так, вот так, шагают наши ножки.
2. Ходьба на носках
Мы ничуть не устаем на носочках мы идем.
Руки вверх – ловим снежинки
Руки за голову – поправляем шапочку
По сугробам мы идем – выше ножки поднимаем
Холодно в лесу зимой , побежали все за мной.
3. Бег друг за другом
Вот полянка, вот и лес, вот и елка до небес. Мы пришли на волшебную полянку. (дети встают в круг)
В : Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает. ( Дети отвечают : зимой!)
В: Правильно, ребята, наступила зима, всюду лежит снег, а вы любите зиму? А какие зимние забавы вы знаете? ( Дети отвечают : лепить снеговика, кататься на санках, играть в снежки)
В : Снеговичок хочет с вами поиграть в снежки.
Игра «Метание снежков»
Нужно разделиться на две команды и провести эстафету .
Задача : при метании снежка попасть в цель – обруч. (Расстояние 1,5 метра)
В : Молодцы , ребята! Смотрите, кто это под елочкой сидит? ( Дети отвечают : зайка!)
В : Раз, два , три мы закружились и в зайчаток превратились.
Игра «Лиса и зайки»
По лесной лужайке
Разбежались зайки
Сели зайчики в кружок
Роют лапой корешок
Вдруг бежит лисичка
Рыжая сестричка
Ищет, где же зайки
Зайки – побегайки.
(Зайчики замирают, кто шелохнется , того лиса съест)
В : Вот, какие зайчики быстрые , ловко спрятались.
Давайте прогоним лисичку , чтобы не обижала зайчиков. Надо взять снежок в правую руку, сильно замахнуться и бросить (Дети бросают снежки)
В: Давайте соберем снежки.
Вдруг опять бежит лисичка
Ищет где-то зайки
Зайки побегайки
Лиса: Ой-ой-ой! Убегаю – убегаю!
В : Все мы весело играли
И немножечко устали
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились
И в ребяток превратились.
Молодцы, ребята . Понравилось вам играть в зимнем лесу? А теперь возвращаемся в группу. А наша снежинка покажет дорогу, а вечером мы нарисуем нашу снежинку и украсим нашу раздевалку.
Консультация для родителей «ТРИЗ в детском саду и дома»
Дошкольный возраст уникален.
Как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Как помочь стать умным в жизни , приспособиться к нашей сложной действительности? Все мы надеемся видеть наших детей удачливыми, самостоятельными, счастливыми. В дошкольном возрасте для решения вышеперечисленных задач наиболее приемлемым будет использование технологий ТРИЗ.
Основатель теории ТРИЗ – бакинский ученый, писатель – фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. Теория основана в 1956 году. Девиз тризовцев : «Творчество во всем»
Что такое ТРИЗ?
Это теория решения изобретательских задач.
Цель теории ТРИЗ?
Развитие творческих способностей, аналитического мышления ребенка.
Принципы теории ТРИЗ:
Партнерство ;
Создание ситуации успеха ;
Ответы детей слушать внимательно;
Не должно быть отрицательных оценок;
При оценке ответа ребенка использовать слова : замечательно, здорово, интересное решение;
Не бояться ошибок;
Игра «Хорошо – плохо»
Цель: учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.
Правила игры:
Ведущий называет любой объект, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.
Ход игры.
В: Съесть конфету – хорошо. Почему?
Д: Потому что она сладкая.
В: Съесть конфету – плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы. И так далее.
Игра «Назови своих друзей»
Цель игры : формировать умение выявлять признаки и функции объекта.
Ход игры .
Ведущий на столе выкладывает картинки : чайник , слон, капуста, бабочка, машина, цветок, самолет, утка , шарик, дом, ежик, лимон, рыба, паутина, гриб , дерево , крокодил.
Правила игры:
Необходимо объединить вех, кто : 1. Живой; 2.Издает звуки; 3.Выше стола;4.Сам передвигается; 5. Неживой; 6.Молчит; 7.Ниже стола; 8.Живет в воде; 9. Живет в воздухе; 10. Живет в лесу.
Игра «Цепочка»
Цель игры: развивать ассоциативное мышление.
Ход игры.
Первый участник называет объект, второй – его свойство, третий – объект с названным свойством. Например : 1.Морковь 2.Морковь сладкая 3. Сладким бывает сахар 4.Сахар белый 5.Белым бывает снег . И так далее.
Игра «Маша растеряша»
Цель игры: тренировать внимание , умение видеть ресурсы при решении проблемы.
Ход игры.
Ведущий в роли Маши – Растеряши обращается к участнику :
- Ой!
- Что с тобой?
- Я потеряла ( называет какой - то предмет, например ложка ). Чем я теперь буду есть?
Играющие называют те вещи, чем можно заменить ложку. И так далее.
Игра «Мозговой штурм»
Цель игры: постановка изобретательской задачи и нахождение способов ее решения.
Ход игры.
Ведущий задает вопрос . Например: -Как выгнать лису из заюшкиной избушки?
-Как не пустить медведя в теремок? И так далее.
Игра «Перевирание сказки»
Цель игры: научить творческому рассказыванию , развитие творческого воображения.
Ход игры.
Ведущий рассказывает сказку «наоборот»
-Жила - была девочка , которую звали Желтая шапочка .
- Не Желтая, а Красная
- Ах да, Красная. Так вот, позвал ее папа и :
- Да нет же, не папа, а мама. И так далее.
Технология ТРИЗ очень интересна и увлекательна, стоит только поглубже с ней познакомиться и перед вами в полной мере раскроется неиссякаемый источник детской фантазии.
Что дает ТРИЗ детям?
Дети становятся увереннее , учатся креативно мыслить. Маленький человек учиться отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудную ситуацию самостоятельно находить оригинальное решение.