«ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПДД
СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ»
Музыкальный руководитель
ГБДОУ д/с № 10
Талдыкина Л.В.
АКТУАЛЬНСТЬ ПРОБЛЕМЫ:
У детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребенка перед реальными опасностями, в частности и на улицах.
ЦЕЛИ:
- закреплять знания о безопасном поведении на дорогах;
- совершенствовать представление о ПДД и дорожных знаках;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
- убедить в необходимости изучения ПДД для обеспечения собственной безопасности;
- воспитывать сознательное отношение к поведению на улицах города;
- воспитывать умение работать в коллективе.
Развивающие:
- развивать память, внимание, логическое мышление, двигательную активность;
- развивать умение ориентироваться в различной обстановке;
- совершенствовать навыки пения, умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
- совершенствовать координацию движений.
Образовательные:
- закреплять знания о дорожных знаках;
- формировать навыки безопасного поведения на дорогах.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛНЫХ ОБЛАСТЕЙ:
«Социально-коммуникативное развитие».
Формировать потребность вести себя в соответствии с общественными нормами; развивать умение в совместной творческой деятельности.
«Познавательно-речевое развитие».
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений; побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа; знакомить с основами безопасности и правилами поведения на улице.
«Художественно-эстетическое развитие».
Продолжать развивать навыки инсценирования песен; развивать выразительность движений, их пластичность, координацию; знакомить детей с ПДД в игровой, стихотворной и песенной формах.
«Физическое развитие» .
Знакомить с музыкальными играми, музыкальными играми-эстафетами по правилам дорожного движения, совершенствовать координацию движений и умение ориентироваться в пространстве.
Обучение дошкольников ПДД, средствам музыки, осуществляется на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности. Детям очень интересно познавать правила дорожного движения через музыку. Сюда входят все виды музыкальной деятельности:
Слушание музыки: Дети охотно слушают музыкальные произведения, с удовольствием имитируют «езду на поезде, автомобиле, велосипеде» и т. д.
Пение: Разучивая и исполняя песенный репертуар по данной теме, проводится работа над распеванием, звукопроизношением, правильным пропеванием окончаний в словах, дикцией, артикуляцией, напевны пением. В результате, дети приобретают вокальные навыки.
Музыкальные игры:
Формирование музыкальности ребёнка, развитие выразительности движений, их пластичности и координации является очень важным. В любой возрастной группе дети с интересом изображают под музыку или без неё трактор в поле, мотоцикл, водителя такси, шофёра чинящего автомобиль, пешехода, старушку с собачкой на поводке, милиционера, прохожего.
Игра на музыкальных инструментах:
Этот раздел музыкальной деятельности является раздольем для творческого воображения и детской фантазии. Дети, с огромным удовольствием, используя шумовые музыкальные инструменты воспроизводят звуки различных машин, играют в игры «Угадай по звуку», «Узнай по ритму» и пр. В качестве «собственных» музыкальных инструментов используют хлопки /всей ладонью, пальцами /, шлепки по коленям, притопы, удары по полу / всей ступнёй, пяткой, носком/, щелчки пальцами и т. д. Досуговая деятельность - одна из форм активного отдыха детей дошкольников. На тематических развлечениях дети получают не только радость, хорошее настроение, но и новые знания, в том числе и по ПДД. Игры и сценарии чётко ориентированы на ребёнка дошкольного возраста. Подобные мероприятия вносят в жизнь дошкольников яркие впечатления, находят отражение и в их самостоятельной деятельности, так как, дети в своих играх повторяют различные фрагменты жизненных ситуаций.
Вот почему так важно использовать игровую и музыкальную деятельность, в качестве основы, в формировании у дошкольников сознательного отношения к соблюдению ПДД.
«ПРОРЫВ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА»
(сценарий для детей 6-7 лет)
Цель:
-расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой отечественной войны.
Задачи:
-обогащать знания детей о героическом прошлом нашего города;
-формировать любовь к родному городу, чувство гордости за защитников Отечества;
- формировать чувство патриотизма;
Оформление зала: музыкальная аппаратура с аудиозаписями, детские рисунки по теме, стенд с наглядным материалом о Блокаде, ваза с цветами, вечный огонь.
огонь.
d Фонограмма «Прощание славянки».
Дети под марш обходят зал и останавливаются около своих стульчиков(первыми идут подг. № 4, за ними подг. № 3)Стоят!!!(слайд № 1)
1Вед. Ребята! Сегодня памятный для нашего города день – день снятия блокады. Сегодня мы пригласили в наш детский сад необычных гостей – это наши дорогие ветераны. Это люди, которые пережили страшную войну, гибель друзей и родных, голод, холод, разруху и, несмотря ни на что, они выжили и победили врага. Давайте поприветствуем наших гостей (приветствуют стоя, затем, садятся).
2Вед. Сегодня день особенный, ребята,
День памяти - торжественный, святой.
День снятия Блокады отмечает
Сегодня город наш родной.
В этот день, прорвав «Кольцо блокады»,
Наш город из последних сил
Дал бой врагам, отбросив их от Ленинграда,
И в яростных сраженьях победил (слайд № 2)
1Вед. Ленинград! Как много в этом слове. Сомкнулось кольцо блокады
вокруггорода. Но город не сдавался. Наступили 900 тяжелых и голодных дней.
Город бомбили и днем, и ночью. Защищать город вышли все, и старики, и
дети.Были разрушены дома, сорваны крыши, во многих окнах были выбиты
стекла, окна заклеивали бумагой.
2Вед. Для жителей наступило очень тяжелое время, была зима и голод.
Склады с продовольствием разгромили. Варили и ели все что находили.
Хлеб выдавали по карточкам, норма хлеба была очень мала – всего125гр.
Хлеб был невкусный, липкий, как клейстер. Если вдруг карточку потеряешь,
То,и вовсе останешься голодным. Кроме хлеба больше ничего не было.
(слайд № 3)
Читаютдетиподг.гр № 4
1. Я - хлеб. У меня есть душа.
Я - хлеб. И мне больно бывает.
С березы листва опадает, шурша,
А хлеб каждый день оживает.
2. Я слышу осколков удушливый свист.
Я - ломтик, прозрачен и тонок.
И держит меня на ладони как лист,
Голодный блокадный ребенок.
3. Я - хлеб. У меня есть душа.
Хотя я тонюсенький ломтик,
Ко мне приближается, еле дыша,
Голодный ребяческий ротик.
4. Большие глаза. Цвет лица восковой.
С трудом поднимает ручонку.
Я - хлеб. И пока я живой,
Не дам умереть я ребенку.
5. Я – хлеб. Я живой. Не горю я в огне.
Я ваш, я ржаной, самый близкий.
И тянутся детские губы ко мне,
Как будто к груди материнской.
Вместе: Я - хлеб.У меня есть душа.Я - хлеб…
1Вед. В городе не было воды, от бомбежек и от холода вышла из строя система
городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Воду
доставали с великим трудом, и в холод, и в мороз люди шли на Неву. Воду
возили на санках, в бидонах (слайд № 4)
Читают детиподг.гр. № 3
1. Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
2. Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
3. И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда..
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
4. Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
1Вед.Тепла в домах не было, стоял холод. Со слезами на глазах люди жгли
мебель и книги, чтобы согреться…Дороги были разбиты и разбомблены. В
город и из города можно было выбраться только по Ладожскому озеру
(слайд № 5)
Озеро замерзло и по нему была проложена дорога, по которой доставляли
в блокадный город продовольствие.Из города по этой дороге вывозили детей,
стариков и раненых. Эта дорога называлась «Дорогой жизни».
2Вед. Многие машины не доезжали до места назначения, проваливались под
лед вместе с продовольствием и вместе с детьми.
Очень сложно было детям, ведь многие остались без родных и близких.
Ленинградские мальчишки и девчонки помогали взрослым в борьбе против
фашистов и работали наравне с ними.
d Исполняется песня: «Ленинградцы»
1Вед.Ребята в это трудное время не забывали и про учебу. Они ходили в
школу, хотя там тоже было холодно, замерзали даже чернила. Ученики сидели
в пальто, шапках, рукавицах. У многих случались голодные обмороки, многие
валились с ног от холода и бессилия. Дети умиралидаже на уроках…
2Вед. В годы Блокады очень трудно приходилось женщинам. Ведь им нужно
было растить и беречь детей, оберегать свою семью. Женщины тоже вставали
на защиту рядом с мужчинами и детьми.
1Вед. Давайте встанем, помолчим,
Почтим героев Ленинграда.
Всех тех, чьи жизни унесла
В суровый час блокада.
d Фонограмма «Метроном»
2Вед. Очень страшное было время. Погибло много народа. О том страшном времени нам напоминает памятник погибшим Ленинградцам(слайд № 6)
Читают дети подг. гр № 4.
1Реб. Под шелестом опущенных знамён,
Лежат бок о бок дети и солдаты.
На пискарёвских плитах нет имён,
На пискарёвских плитах только даты.
Год сорок первый…
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой. (Вольт Суслов)
2Реб. Пискарёвские плиты – священный гранит
С миллионом непрожитых жизней...
Имена, словно знамя на теле, хранит,
Как присягу на верность Отчизне.
Прошло много лет с той жестокой поры,
Но не скоро затянутся раны...
Каждый год, в небеса отпуская шары,
В землю кланяюсь Вам, ВЕТЕРАНЫ!
(все дети встают,поклоном приветствуют ветеранов)(слайд № 7)
1Вед. Нельзя не вспомнить подвиг девочки Тани Савичевой. Таня была такой же девочкой, как и вы, училась, помогала родителям. А во время войны она вела дневник, в котором записывала даты смерти своих родных.
Таня Савичева умерла, она не дожила до победы. Ей было 14 лет.
2Вед. 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Все
праздновали победу. Давайте и мы с вами отпразднуем победу.
d Фонограмма «Большой хоровод» (обе группы)
Читают дети подг. гр № 3
1 В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут,-
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.
2. Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей…
Беспощадная фашистская осада,
Продолжалась девятьсот голодных дней.
3. Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Книгами любимыми печь зимой топили,
И была дороже золота еда.
4. Ели маленький кусок ржаного хлеба,
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял.
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба,
И руины там, где дом вчера стоял…
5. Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад,
Был салют! Его снаряды возвещали:
Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград!
Читают дети подг. гр. № 4.
6. От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!»
И сквозь слёзы начинали обниматься,-
Всё! Закончилась блокадная пора!
7. Есть салют у нас весной, на День Победы,
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют, в голодно-белом январе…(слайд № 8)
1Вед. Мы поздравляем всех ветеранов и гостей с большим праздником и всегда будем помнить тех, кто отдал свою жизнь, защищая родной город (слайд № 9)
d Фонограмма «Я рисую на окне» - дети дарят цветы и рисунки.
СЛОВО ВЕТЕРАНАМ
2Вед. Ленинград, Петербург – великий город! Это наш родной город, это – слава России, это – Город-герой
1Вед. Это наша Родина. Любите, украшайте и берегите её!
d Исполняется песня «Что зовём мы Родиной».
d Фонограмма «Прощание славянки».
Дети уходят из зала, праздник заканчивается.
ДЛЯ ВАС, РОДИТЕЛИ!
Консультации
ПОСЕЛИТЕ МУЗЫКУ В ДОМЕ
Если в вашей семье растет малыш, то у вас есть чудесная возможность обогатить его постепенное взросление музыкальными занятиями - даже если ему всего 2-3 месяца. Загляните в себя и подумайте: какую музыку вы любите сами? С этого лучше всего и начать, потому что передать ребенку чувство удовольствия можно только через то, что вам самим доставляет наслаждение.
Если вы любите что-то напевать, обязательно делайте это, и почаще. Если вам доставляет удовольствие ритмичная музыка, танцуйте с ребенком на руках. У мамы с грудным малышом настолько тесная связь, что его обязательно захватят ваши искренние эмоции и он испытает их вместе с вами. Это очень важный для малыша опыт единения с мамой, сопровождаемого музыкой. Только не включайте ее слишком громко и чутко реагируйте, когда ваше танцевальное общение следует завершить. Через некоторое время малыш будет ждать этих минут, радостно приветствовать звучащую музыку, поскольку она будет ассоциироваться у него с эмоциональным удовольствием.
Это и будет вашим начальным вкладом в его "музыкальный банк". Все будущее музыкальное развитие ребенка зависит от того, сколько положительных эмоций и удовольствия вы положите на его "счет" в первые годы жизни. Ваш малыш еще несколько лет будет воспринимать мир исключительно телесно, а музыку человек так воспринимает всегда. Поэтому не жалейте времени на то, чтобы телу ребенка (и вашему тоже!) было приятно, когда звучит музыка. Включайте хорошую танцевальную музыку (лучше всего танцы народов мира) и делайте "музыкальную зарядку": ритмично похлопывайте по телу ребенка его ладошками, двигайте ножками, разводите ручки, кувыркайте его. Эти движения можно сопровождать какими-нибудь придуманными слогами, типа "топ-топ", "хлоп-хлоп", "бум-бум".
Папа может принять участие в таком совместном музицировании наравне с мамой. Например, помочь ей импровизированной игрой на "барабане", в который легко превращается любая пустая пластиковая или металлическая банка. Да и вообще оглянитесь вокруг - любой предмет в вашей квартире имеет свой голос. У стола, стула, шкафа сухие деревянные голоса, но у каждого неповторимый. Батарея, деревянные ложки, стеклянные стаканы - все они сказочным образом оживают, принимая участие в вашем забавном семейном общении, и уже не кажутся просто предметами интерьера.
Весь русский детский фольклор, который вы читаете более старшим детям по книжкам с красивыми картинками, грудничку можно рассказывать, вовлекая в действие и его самого. Например, приговариваете: "Киска, киска, брысь! На дорожку не садись!", а на слова "брысь" и "не садись" ручкой малыша ритмично ударяете по бубну. "Наша деточка пойдет, через киску упадет!" - потопайте ножками малыша, а потом сделайте движение, как будто вы его роняете: "бух!". Малыши отзываются на такую игру восторгом.
Играя с малышом в "сороку" или "козу", не забудьте после взять дудочку и сыграть ритм стиха на любом звуке. Любая дудочка в руках любой мамы может "чирикать", вы только попробуйте - и сразу поймете, что умеете. Ваш малыш будет зачарован этими звуками и скоро станет им подражать, "лепеча" в ответ. А это уже музыкальный диалог! Знаменитый японский педагог и музыкант Ш.Сузуки, создавший свою школу обучения музыке малышей, говорил, что если бы родители уделяли столько же внимания развитию музыкальных способностей своих детей, сколько уделяется ими развитию речи и мышления, то все дети были бы маленькими Моцартами.
Именно поэтому не верьте различного рода "педагогам-фокусникам", которые часто обещают доверчивым родителям "срочное рождение" музыкального вундеркинда из любого ребенка. Чудес в педагогике не бывает, потому что нельзя обмануть природу. Все в вашем ребенке должно взойти, окрепнуть и вырасти в свое время. Именно такое постепенное движение к музыке, естественное развитие вашего малыша и дает чудесный результат, который однажды вас удивит, как расцветшая за ночь роза.
В дальнейшем вам не раз придется выбирать музыку для малыша. Ориентируйтесь на свой вкус и остерегайтесь любой неестественности. Так, в продаже появляются аудиокассеты и компакт-диски с так называемой специальной музыкой для детей. На них классическая музыка дана в особой обработке, в карикатурно высоком регистре. Такие записи лучше не использовать - они вредны для слуха и для эмоционального состояния детей. Их можно сравнить разве что с воплями, издаваемыми на предельно высокой ноте. Прежде чем что-либо включать для музыкального общения с малышом, послушайте это сами и решите: нравится вам музыка или нет.
Особую разборчивость проявите по отношению к кассетам с так называемой музыкой для раннего развития ребенка, написанной авторами популярных в родительских кругах методик. Ее педагогическая и медицинская ценность, по меньшей мере, сомнительна. Она не дает никой пищи для развития музыкальности ребенка, потому что скудна сама, ведь ее авторы - отнюдь не музыкальные гении и не народ, который сочинил бессмертную в веках музыку.
Педагогам, работающим с малышами, известно, что даже крошечный ребенок способен реагировать на музыку Моцарта и Бетховена в ее первозданной красоте. Ей не нужна никакая переделка: это божественно прекрасная музыка. Хорошей музыки на земле очень много, поэтому уверенно проходите мимо музыкальных "сорняков", даже если вам говорят, что это цветы.
Исследования, посвященные музыке и ее воздействию на человека, переживают сегодня невиданный подъем. Так, установлено, что занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. Музыкальное обучение повышает успехи в обучении чтению, развивает фонематический слух, улучшает пространственно-временные представления при изучении математики. Кратковременное прослушивание фрагментов музыки перед решением задач активизирует аналитические отделы мозга. Музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой для клеток мозга и развития связей между ними: вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки.
Важнейший, уже сейчас имеющийся результат нейропсихологических исследовании заключается в том, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности - часть нашего биологического наследия. "Начать использовать, пока ребенок не успел забыть то, что ему даровано природой, поскольку неиспользуемое, невостребованное извне атрофируется" - эта мысль лежит в основе всех известных в мире методик музыкальных занятий с младенцами и малышами.
Но самое главное то, что музыка - это опыт переживания радости и удовольствия!
Есть ли на свете что-нибудь такое же радостное и одновременно полезное для образования? Нет! Музыку сравнить не с чем. Именно поэтому творческое обучение посредством музыки сегодня - такая же актуальная задача, как и обучение музыке как таковой.
МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Маленький человек пришёл в большой и сложный мир взрослых, в ярком, радостном и многоголосном мире. Мы должны помочь нашим детям найти и полюбить красоту музыки.
Музыка входи в нашу жизнь с детства. Маленький ребёнок слышит колыбельную песню, которую поёт мама, наклонившись над его колыбелькой. Он живо реагирует на потешку «Ладушки-ладошки» - радостно улыбается и начинает хлопать в ладошки. Постоянно песня и музыка сопровождает его жизнь. Высокие идеалы, сказочный и волшебный свет открывается в музыке детям.
Воспитательное значение её велико. Она возбуждает чувство любви к Родине, к окружающему миру, открывает духовное богатство народа. Дарит радость, вызывает благородные чувства, развивает эмоциональное настроение.
Приближение к музыке вводит ребёнка в свет радостных переживаний.
ВНЕШНИЙ ВИД ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ.
Уважаемые родители!
Музыкальные занятия в детском саду проводятся 2 раза в неделю в каждой группе и один раз – досуговая деятельность. Таким образом, дети трижды в неделю приходят в музыкальный зал, где всё предусмотрено для успешного проведения данных видов деятельности.
Для того, чтобы ребёнок мог свободно двигаться во врем исполнения плясок и упражнений необходима соответствующая одежда и обувь. Обувь должна быть фиксированная. Например, чешки или закрытые сандалики. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках или шлёпках (это травмооопасно).
На музыкальных занятиях мы учим детей видеть красивое, побуждаем интерес к окружающему миру и его красоте.
Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбочки или платья, потому, что иначе им просто не удастся держать руки за юбочку во время танцев. Это приведёт к тому, что у них появится привычка «держать руки в воздухе», даже если они будут в юбке или платье на празднике. А мальчики должны выглядеть аккуратными и эстетичными. Это детей стимулирует, организует, приближает к праздничной атмосфере и, наконец, просто радует. А это – главное!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ДЕТСКОМ ПРАЗДНИКЕ
Добро пожаловать на детский праздник к нам!
И с правилами ознакомиться мы предлагаем вам.
Мы в музыкальном зале рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни и звонкий детский смех.
А чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать и кричать,
Не хорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтобы на праздник в детский сад не опоздать.
Чтоб ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А фотоаппарат иль камеру возьмите
И обязательно весь праздник наш снимите.
«А что же можно?» - спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, вас,
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.
А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузы дождитесь.
Войдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки,
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья, вам предложить
Свои таланты в зале проявить.
Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить и даже роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами
И знайте, ждём всегда мы встреч
Приятных с вами!