Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 Петродворцового района Санкт-Петербурга

 

http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru/http://nacionalsoglasie.kmormp.gov.spb.ru

     

               Наша страница в группе ВКонтакте

                                                                                                                                              

                                                                                                                                Страничка Громовой Светланы Васильевны

 

 

 

 

 

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«ИГРУШКИ ДЛЯ   ДЕТЕЙ   МЛАДЕНЧЕСКОГО И  РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Цель: рассказать родителям о роли игрушки в развитии ребенка младенческого и раннего возраста

Задачи: научить родителей выбирать игрушки для своего ребенка, учитывая его возрастные особенности.

Младенческий возраст

Возрастные особенности развития детей от 2-х месяцев до одного года

В первые месяцы жизни у ребенка интенсивно развиваются зрение и слух, малыш учится сосредотачивать взгляд на лице взрослого или игрушке, следить за их движением, прислушиваться к голосу или звучащему предмету, тянуть руки и захватывать предметы, подвешенные над кроваткой. Игрушки для самых маленьких, прежде всего, должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность - чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и тёплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша всё познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть лёгкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребёнок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если игрушки будут звучащими.

После 4,5-5 месяцев дети способны различать основные цвета и формы. Они эмоционально отзывчивы   на интонацию и музыку разного характера.

 Под их контролем и при их участии начинают действовать руки: малыш хватает и удерживает видимый предмет (4-5 месяцев). Дайте возможность малышу чаще прикасаться к предметам, предлагайте его вниманию игрушки разной формы (круглые, овальные, прямоугольные), из разного материала (мягкий, упругий, гладкий). Подвесьте над детской кроваткой 2-3 игрушки (подвесные - звучащие игрушки) так,что бы ребенок мог задевать их ручками. Малыш заденет - и схватится. Такие действия очень полезны: из них разовьется умение брать и удерживать.

 После 4 месяца перед малышом на разном расстоянии можно разложить несколько разных игрушек. Например, погремушку, плюшевого мишку, киску. Положите малыша на животик, погремите погремушкой и скажите вслух: «Погремушка». Пусть малыш возьмет ее и делает с ней, что захочет. Повторите этот процесс с другими игрушками, пока малышу не надоест. Хорошая игрушка - реалистична, она передает основные, типичные черты изображаемого. Нужно, чтобы игрушка вызывала удивление ребенка – это начало понимания и путь к познанию окружающего. Вид яркой игрушки или голос близкого человека побуждает ребенка, опираясь на руки или держась за опору, ползать и потом ходить (второе полугодие).

После 5-6 месяцев малыш начинает обследовать предметы. Пока он просто манипулирует тем, что попала в ручки: крутит, стучит, трясет, пробует на зубок, бросает… Дети обучаются различным действиям, наблюдая, как это делают взрослые и подражают им. Помогите малышу разобраться что делать с предметами, каковы их свойства.  Обязательно позволяйте своему малышу много и свободно двигаться. Передвигаясь, ребенок начинает ориентироваться в пространстве (манеж, комната), двигаться на встречу окликающему его взрослому, развивается его умение действовать с предметами.

Простые действия с игрушкой (удерживает, размахивает) превращаются после 9-10 месяцев в несложные предметно-игровые. Малыш способен выполнять простые действия по словесной просьбе взрослого: брось маме мячик, возьми мишку. Кубики малыш кладет в коробку, мяч бросает, куклу баюкает, пирамидку собирает. Появляются любимые игрушки. Реализм игрушки сочетается с некоторой условностью (конь на колесиках, машинка -  которую нужно возить за веревочку) - для того чтобы ребенок мог активно действовать с игрушкой. Эта условность помогает раскрыть реальный образ. Благодаря разнообразным играм – занятиям, появляются и оформляются первичные познавательные действия и мыслительные функции, малыш начинает размышлять о предметах.

Возрастные особенности развития детей от одного года до двух лет

На втором году жизни малыш много двигается, совершенствуются основные движения, особенно ходьба. Играйте с малышом в подвижные игры, поменьше держите его в коляске. Поставьте дома старый чемодан без острых углов – и пусть малыш забавляется, осваивая подъем и спуск с него.  Почаще играйте с малышом в мяч.  С начала дети катают большой мяч, сидя, потом учатся катать, стоя. Освоить броски поможет маленький мячик. Побуждайте ребенка бросать мяч то левой, то правой рукой. В это время ребенку полезно поиграть с игрушками, которые можно толкать впереди себя (тележки, коляски, игрушки на колесиках).

 Наблюдается быстрое и разноплановое развитие предметно-игрового поведения, благодаря чему формируются компоненты всех видов деятельности. У ребенка меняется отношение к миру предметов и способ взаимодействия с ними. Раньше они были просто интересными штучками для манипулирования. Теперь же любой предмет становится для него вещью, имеющей определенное назначение и определенный способ употребления. Обучать ребенка нужно посредством игры, наглядно и поэтапно, используя игрушки соответствующего размера (куклы, мишки, зайки, машинки, кубики).

Кукла самая древняя и популярная игрушка, динамически живой образ человека. Учит и закрепляет в игре простейшие жизненные навыки, ориентирует в величине, цвете, движении. В раннем возрасте для игры лучше всего подходит кукла - голыш, она становится для ребенка игровым партнером. Игрушка должна быть привлекательной, красивой, но простой, такой, чтобы с ней можно было активно действовать. Игрушка должна быть безопасна (не иметь острых углов, деталей, которые могут причинить вред), отвечать требованиям гигиены: она должна быть из такого материала, чтобы ее можно было мыть, дезинфицировать.

 Происходит быстрое развитие речи, темп развития понимания речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить. Быстро формируется связь между предметом (действием) и словом его обозначающим. Речь малыша становится основным средством общения со взрослым, развивается эмоциональное взаимное общение, от языка жестов, мимики и словосочетаний малыш постепенно переходит к словам. Теперь он может сказать вам о своих просьбах и предложениях. В это время необходимо развивать слух и звуковую память с помощью простых музыкальных инструментов (бубен, дудочка, барабан, свистульки), звучащих и музыкальных игрушек.

  Развивается самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности и самообслуживании. Важно подталкивать ребенка к открытиям, а не представлять ему готовый результат. Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляция с этими игрушками не только развивает интеллект ребёнка, но и доставляет удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Поиграйте с малышом в дидактические игрушки (матрешки, пирамидки, грибочки, бизиборды). Дидактическая игрушка подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину. Она способствует накоплению опыта, совершенствованию познавательных процессов

Ребенок осваивает правила поведения с другими детьми -  играть, не мешая сверстникам, учится просить игрушки, обмениваться ими. Все это является основой для развития в будущем совместной игровой деятельности.

 

Возрастные особенности развития ребенка от 2 до 3 лет

На третьем году жизни малыш продолжает познавать мир и становиться самостоятельней. В активной совместной деятельности с близкими взрослыми развивается его память, воображение, речь, появляется способность к анализу, синтезу, сравнению. Задача родителей в этот период - продолжать знакомить ребенка с предметами, окружающими его: с их свойствами, назначением. Важно помнить, что у малыша появляется потребность создавать что-то своими руками-рисовать, конструировать, строить, лепить.

Многие действия, которые малыш выполнял раньше со взрослым, он стремиться выполнять самостоятельно. И, главное, он хочет видеть результат собственного труда. Основной формой мышления становиться наглядно -  действенно. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Интерес малыша к окружающему миру надо поддерживать постоянно. В психологии это называется практическим экспериментированием. Заниматься экспериментами ребенок должен сам, а родителям необходимо создать подходящие условия: направить, подтолкнуть, помочь.  Постепенно малыш учиться прогнозировать результат своих действий. Даже, бросая игрушки в ванну, он экспериментирует, а не балуется. Накопив определенный опыт, малыш   начинает использовать его, переносить на новую ситуацию.

   На третьем году жизни у ребенка формируется образ своего Я. В этом возрасте дети думают   о себе в превосходной степени: Я самый ловкий, смелый, красивый…   Но на самом деле их навыки, пока еще далеки от совершенства. И если родители не будут помогать своему ребенку в развитии, однажды его может постичь горькое разочарование, которое впоследствии обернется неуверенностью в себе. Родители должны знать, что лучше всего разные навыки усваиваются и совершенствуются в интересной игре.                                                                                        

К трем годам набор игрушек расширяется: очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель и способствует развитию основных движений, крупные пирамидки из 7-8 колец, мягкие игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а хорошо засыпают с ними. С мягкими игрушками можно разыгрывать знакомые сказки, они уточняют, дополняют представление ребенка о внешнем виде животных. К сюжетно - образным игрушкам, прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со   взрослыми, испытывая удовольствие от того, что из странных кусочков получается замечательная, понятная ребенку игрушка.

Для малыша будет интересна крупная мозаика, из которой они могут мастерить сами, развивая свои творческие способности и фантазию.

На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в   дочки - матери, в папу и маму, в магазин, в доктора, в детский сад, в гараж. Эти игры помогают развивать речь ребенка, расширяют его словарный запас. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь, большая машина).

Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности.

Очень порадуют ребенка игрушки - забавы, назначение которых вызывать веселый смех детей, развивать чувство юмора. Они радуют неожиданным движением или звучанием (пищалки, хлопушки, дудочки, крякающая уточка, часики и т. д.)

Необходимы и настольно-печатные игры: лото, парные картинки, домино, разрезные картинки из 2,4,6 частей пазлы, кубики – эти игры требуют самостоятельной умственной работы, учат сравнивать, соотносить, группировать.

Хорошо, если уже в этом возрасте у ребенка будет свое игровое место в квартире, а у игрушек свой «домик», или большая коробка, куда можно сложить игрушки. Именно с этого возраста нужно приучать малыша к аккуратности.

Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование к игрушкам – они должны быть похожи на оригинал, быть прочными и безопасными. Играя в игрушки, ребенку должно быть радостно и весело.       

 А сейчас уважаемые родители Вы отправитесь в «Магазин игрушек», где Вам нужно будет выбрать 2-3 игрушки, необходимые для Вашего ребенка, учитывая его  возрастные особенности.   (В группе разложены и расставлены разнообразные игрушки для выбора родителей.)

После того как игрушки выбраны родителями, проходит обсуждения правильности выбора.

Литература:

- «От рождения до школы».  Инновационная программа дошкольного образования. ФГОС.

Арапова-Пискарева Н.А., Белая К.Ю., Борисова М.М., Веракса А.Н., Веракса Н.Е., Волосовец Т.В. Мозаика-Синтез, 2020 год, 368 стр.

 

- «Воспитателю о детской игре» Д.В. Менджерицкая. Москва Просвещение, 1982 год, 128 стр.

- «Игра и игрушки» Е.А.   Флерина. Москва Просвещение, 1973 год, 111 с.

 

-  Журналы «Воспитатель ДОУ» № 5, ст. « Игра в раннем возрасте

(организация самостоятельной игровой деятельности детей раннего возраста в ДОУ)

канд. пед. наук Печора К.Л.  стр. 73. 2008 г.

- «Игровые занятия с детьми 1-2 лет»  Д.Н. Колдина.

- «Психическое и физическое развитие  ребенка  от 1 до 3  лет» А.С. Галанов.

-Интернет- ресурсы «МААМ . ru

 

 

 Конспект занятия в группе раннего возраста с использованием    здоровьесберегающих  технологий     «Строим домик для зверей»                                                                                                                                       Цель: Сформировать у детей представление о геометрических фигурах: квадрат, треугольник.

 Задачи:

Образовательные

Знакомить с геометрическими фигурами квадрат, треугольник.                            

Закрепить в речи детей названия геометрических фигур.

Развивающие

 Развивать мелкую моторику рук.Обогащать словарный запас.Упражнять детей выкладывать из палочек домик, учить работать последовательно. Развитие двигательной активности детей.

Воспитательные

Воспитывать у детей усидчивость, умение доводить начатую работу до конца, стремление заботится о собственном здоровье

Оборудование для педагога: Книга «Теремок»,  цветные деревянные палочки,  макет домика.Оборудование для воспитанников: детские столы, стулья

Предварительная работа: “Чтение сказки “Теремок”, рассматривание картинок.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть:

По дорожке мы шагаем

Топ- топ, ножки, топ!- идут за воспитателем, высоко поднимая колени.

И в ладошки ударяем-

Хлоп- хлоп, ручки хлоп- стоят и хлопают в ладоши.

Ай да малыши! Ай да крепыши!                                                                                    

Садятся за столики.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Воспитатель: Дети,  мы с вами недавно прочитали сказку «Теремок». Давайте вместе вспомним эту сказку и рассмотрим картинки.

 

Рассматриваем картинки и вместе с детьми проговариваем что них изображено. Воспитатель:

- Кто  живет в теремочке?

Дети: Мышка,

Воспитатель: кто еще живет в теремочке?

Дети: Лягушка

Воспитатель: кто еще живет в теремочке?

Дети: Заяц

Воспитатель: кто еще живет в теремочке?

Дети: Петушок

Воспитатель: А как узнали, что петушок живет в теремке?

Дети показывают на картинкеизображение петушка.

Воспитатель: - А еще кто пришел в домик?

Дети: Медведь.

Воспитатель: - А как узнали?

Дети показывают на картинке изображение медведя

- Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Дети: Разломал.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

 Давайте построим  теремок из палочек.

А перед работой немножко отдохнем и  поиграем пальчиками.

Пальчиковая гимнастика

Вот все пальчики мои,

Их как хочешь, поверни-

 

И вот этак  и вот так,

Не обидятся никак,

 

Раз, два, три, четыре пять,

Не сидится им опять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

Дали ручкам отдохнуть,а                                    теперь обратно в путь

Повороты кистей рук.

 

 

Хлопок перед собой, хлопок по столу

 

 

Постучать пальцами друг о друга, повороты кистей рук. Встряхивающее движение кистями.

 

Воспитатель:  Дети, а теперь постоим теремок из наших разноцветных палочек. Сначала строим стены.  (Показ) Это у нас получился квадрат. Теперь каждый построит свой домик.

Дети строят из цветных палочек квадрат.

Воспитатель:  Чтобы зверей не замочил дождик, надо построить крышу.

(Показ) Это у нас получился треугольник. Теперь каждый построит крышу над своим  домиком.

Дети строят из цветных палочек треугольник.

Воспитатель:Какие красивые домики-теремочки у нас получились.

Воспитатель: А кто в вашем теремочке будет жить?Ответы детей. Воспитатель: Стоит в поле теремок, теремок.

Очень, очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

В конце занятия проводим хороводную игру “Друзья из теремка”.

Воспитатель: Молодцы!

 

Рефлексия

Воспитатель хвалит детей за выполненную работу.

 

 

  

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Агрессивность, жадность, лживость и другие подводные камни воспитания.

 

Агрессивность

В норме проявления агрессии у  детей не считаются нарушением. Как правило, подобные случаи эпизодичны, ребенок таким образом адаптируется или защищается в непонятных для него ситуациях. Усиление агрессивных проявлений происходит также в кризисные периоды одного, трех и семи лет. Нередко за агрессивность мы принимаем те чувства, которые испытывает и открыто выражает наш малыш, например злость или гнев. Но если агрессивное поведение становится нормой для ребенка, никак не связано с кризисом, реальной ситуацией или переживаниями, то  речь может идти уже о нарушениях в эмоционально-волевой сфере. В этом случае необходима помощь взрослых.

 

  Часто такое свойство, как агрессивность, дети перенимают у собственных родителей. Поэтому, если ребенок демонстрирует устойчивое агрессивное поведение, задумайтесь, не стал ли кто-то  из членов семьи образцом для подражания. Тогда лучше, чтобы в работе над коррекцией данной особенности характера принимал участие и тот человек, который послужил образцом.

Постоянные наказания по малейшему поводу и недостаток любви и ласки в семье также нередко приводят к проявлению агрессии со стороны малыша.

 

     Закрепление агрессии в качестве черты характера можно успешно предотвратить силами родителей, но для этого им необходимо демонстрировать последовательность в своих реакциях.

Поощрение агрессивного поведения, особенно если оно  может причинить вред другому человеку недопустимо. Родители должны быть непреклонны и всем своим видом демонстрировать непринятие подобных действий. Чем младше ребенок, тем больше придется объяснять ему что это неприемлемо и почему. Ведь проявление жестокости детей до четырех лет нередко связаны с исследовательским интересом. Нам кажется, что малыш мучает кошку,  а он познает окружающий мир. Важно объяснить ему, что это больно, акцентировать внимание на его собственной боли , когда он упадет или ударится, и обязательно пожалеть.

 

Эффективными в преодолении агрессивности являются творческие методы.  Можно предложить малышу выразить свои чувства с помощью рисунка, изобразить себя, свои эмоции в такие моменты. После этого пусть он попробует избавиться от неприятных чувств: поправит рисунок или нарисует другой, первоначальный рисунок уничтожит.

 

Ситуации в которых вероятна агрессия можно проигрывать, придумывать и разыгрывать кукольные спектакли. Эти приемы позволят малышу выразить свои эмоции, и в результате произойдет разрядка. Действенным также оказывается перевод агрессивных переживаний в комичную форму, чтобы переключить ребенка на смех. Агрессивность малыша усиливает та информация которую он получает. Необходимо не допускать просмотра фильмов и мультфильмов со сценами насилия, запрещать жестокие компьютерные игры.

И конечно же, внимательное отношение любовь и ласка, своевременная похвала, обезоруживают ребенка, он чувствует себя счастливым и защищенным, а значит и агрессивные реакции уменьшатся.

 

Жадность

У детей в возрасте от полутора до трех лет (в этот период, когда формируется самостоятельность) в той или иной степени может проявляться жадность. Таким образом, ребенок учится отстаивать свои права,  обозначать себя и свое пространство, в том числе через собственные игрушки и вещи, которые первоначально  воспринимает как часть себя. Даже взрослым трудно делиться, а каково малышам? Соответственно, на данном этапе родителям лучше не вмешиваться. Реакция родителей на подобное поведение ребенка старше  трех лет во многом позволяет предотвратить закрепление жадности в качестве устойчивой черты характера. В силах родителей доступно объяснить ребенку разницу между жадностью и бережливостью, научить делать подарки и сформировать отношение к подобным вещам как к чему-то приятному.  Это предполагает, что близкие взрослые не должны отказываться от вкусностей в пользу ребенка,  особенно если предложение исходит от него самого. Он должен почувствовать, как это приятно- получать благодарность за то, что ты поделился с кем – то .

Желательно не заставлять малыша отдавать вещи силой, лучше создать ситуации, когда он сам захочет поделиться. Не редко у родителей возникает чувство неловкости перед другими людьми за проявление жадности у их ребенка. Но это все равно не повод давить на ребенка. Как правило, достаточно выяснить  причину , по которой малыш проявляет жадность, что бы понять, стоит ли родителям вмешиваться или все же это обоснованное решение их ребенка, достойное принятия и уважения.

К тому же часто именно во взрослом окружении он находит пример подобного поведения.

 

Лживость

Граница между ложью «допустимой» как проявлением вежливости и такта и ложью «безнравственной» как неприемлемой чертой характера до сих пор остается предметом горячих споров. Поэтому не удивительно, что дети врет- ведь они окружены людьми, которые тоже нередко говорят неправду.

Первые проявления детской лжи обычно наблюдаются в возрасте двух – трех лет. Это результат развития мышления, речи и воображения ребенка. На первоначальном этапе с помощью фантазии и вымысла он пытается воздействовать на родителей, обойти их запреты и правила, а также удовлетворить природную тягу к познанию. То есть детская ложь- это показатель определенной ступени развития. Но, если она становиться нормой поведения, родителям важно вмешаться. Однако делать это нужно осторожно: чем больше требований предъявляют взрослые, чем больше внимания оно акцентируют на его лжи, тем изощрённые становиться приемы обмана, которые использует ребенок. Необходимо выяснить что является причиной вранья.

Так, ложь не редко провоцируют страх наказаний, постоянные запреты и ограничения. В данном случае она становиться средством защиты. Недостаток любви и похвалы также может привести к вранью как способу привлечь внимание родителей. Не редко ложь используется и в качестве средства для оправдания поражений – в том случае, если малыша не научили проигрывать и спокойно воспринимать неудачи. Пример родителей и других близких взрослых здесь  очень важен.

Более того, вам будет сложно объяснить ребенку, почему его обман – это зло, если он сам неоднократно заставал вас за подобным. Особенно болезненным становиться раскрытие вашей лжи по отношению к нему, и с каких бы благих побуждений вы ее ни использовали. Вранье является сигналом враждебности ребенка по отношению к родителям, обиды на них.

В зависимости от причин детской лжи разный будет и ваша реакция на нее. Это не должна быть грубость или агрессия. Реагируйте спокойно и рассудительно, объясните, почему вы сомневаетесь в его искренности, расскажите о своих чувствах, о том, как эта ситуация обижает и расстраивает вас. Основная задача – продемонстрировать малышу, что ложь по отношению к вам неприемлема и совершенно бессмысленна. Не провоцируйте ложь ребенка своими вопросами, лучше сразу скажите, что вам известно «горькая» правда. Будьте примером для него, всегда выполняйте данные обещания.

После пятилетнего возраста можно на примерах объяснять дошкольнику, почему лгать нехорошо и  к каким последствиям может привести обман. Уместными здесь будут сказки и поучительные истории. Важно не пресекать безобидных фантазий ребенка, ведь они стимулируют развитие воображения и творческого мышления. Нередко его небылицы могут рассказать вам о потребностях малыша, удовлетворение которых значительно снизит активное фантазирование.

 

 

Робость и  застенчивость

 

Не смотря на  кажущуюся безобидность и даже некоторое преимущество(ведь скромность украшает), робость и застенчивость могут привести к страху перед общением с окружающими и повышенной тревожности ребенка, а значит, сделать его менее конкурентно способным и успешным во взаимоотношениях. Важно определить, что стало причиной застенчивости.

Кризисные проявления актуализируются после двух лет и проходят в течении нескольких месяцев. На пятом году жизни ребенок испытывает потребность в уважении со стороны взрослого, застенчивость и робость, как реакция на замечания и шутки взрослого могут вновь проявиться. Если они продолжаются дольше полугода и становятся одной из основных характеристик поведения то самое время вмешаться. Родители должны быть ориентированы на формирование у ребенка уверенности в себе. Помогут в этом поддержка, создание атмосферы защищенности, доверия, взаимопонимания и любви. Создавайте для него различные ситуации, связанные с общением со сверстниками и взрослыми, постепенно усложняя их.

Можно начать с предложения угостить другого ребенка конфетой, постепенно дойти до совместных игр со сверстниками и бесед со взрослыми, а затем и до выступлений перед разновозрастной аудиторией. Застенчивые дети нуждаются в похвале и отсутствии резкой критики. На начальном этапе постарайтесь исключить соревновательные моменты, чтобы лишний раз не травмировать малыша. Основной алгоритм здесь – терпеливо маленькими шагами двигаться в сторону развития  уверенности в себе, инициативности и творчества.

 

Эгоизм и эгоцентризм

 

Проявление эгоцентризма как крайней форме эгоизма обычно обнаруживается в возрасте двух-четырех лет, сохраняется и до шести лет. Это норма, и требовать от детей обратного в такой период не рационально. В данном случае как ни когда важна профилактика.  Ведь если эгоизм и тем более эгоцентризм станут устойчивыми чертами личности, то это отразится  в первую очередь на характере взаимоотношений с окружающими: возможно резкое неприятия мнения других людей, трудности в построении гармоничных отношений. Эгоцентризм может закрепиться у единственных и избалованных детей в семье, а также в случае, когда ребенку не достает любви родителей- таким образом он будет компенсировать острую потребность в ласке.

Не редко эгоизм и жадность идут рука об руку, второе-следствие первого. По этому следует обратить внимание на искоренение жадности как вредной привычки. Параллельно работаем с эгоизмом: вводим ограничения на удовлетворение требований ребенка в новых вещах и игрушках, учим его выбирать. Что больше необходимо, и покупаем только это. Отказывать ему в требованиях всегда нужно спокойно и обоснованно. Одновременно вводим посильные для его возраста домашние обязанности: убирать постель, поливать цветы, помогать мыть посуду и т.д.

Хорошей профилактикой является общение со сверстниками: они не допустят проявление подобных черт в коллективе. В данном случае мы осторожно и аккуратно вводим различные ограничения и препятствуем вседозволенности, в чем существенно помогают определенные семейные правила.

 

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 06.12.2022
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения