КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГБДОУ ДЕТСКОГО САДА №10 ПЕТРОДВОРЦОВОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Образовательная программа дошкольного образования (Программа) скорректирована в соответствии с Федеральными государственными стандартами дошкольного образования введенными в действие с 01.01.2014г. Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155. Программа направлена на разностороннее развитие детей дошкольного возраста (в соответствии с уставом) с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования), требования к условиям реализации, позволяет обеспечить построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное, всестороннее развитие ребенка. Программа соответствует основным направлениям развития детей, как того требует Концепция содержания непрерывного образования, включает совокупность образовательных областей (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа охватывает все режимные моменты жизнедеятельности детей с учетом приоритетности детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Задачи: создать условия для формирования у ребенка психофизического здоровья (забота об эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка); создать в группах атмосферу гуманного и доброжелательного - отношения ко всем воспитанникам; использовать разнообразные виды детской деятельности, их - интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса; использовать вариативность образовательного материала, тем - самым, развивая творческий потенциал ребенка в соответствии с его интересами и наклонностями; формировать преемственные связи в работе детского сада и- начальной школы, исключая умственные и физические перегрузки в содержании образования дошкольного возраста; мотивировать родителей на участие семьи в жизни дошкольного- учреждения; мотивировать педагогов на повышение профессионального мастерства.
Принципы и подходы к формированию Программы • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
• основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
• допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей;
• строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой. Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный. В каждом разделе отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Учебно-воспитательный процесс выстраивается на основе сочетания Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Москва, 2014 год http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Ot-rojdenia-do-shkoli.pdf
1.Часть образовательной программы дошкольного образования, формируемая участниками образовательного процесса, представлена рядом дополнительных программ:
- Программно-методическое обеспечение функционирования групп парциальные программы
«Здоровье» В.Г.Алямовской,
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Н.А. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной,
«Ладушки. Праздник каждый день» Каплунов И., Новоскольцева И.
Физкультурно-оздоровительная работа реализуется через Программу ГБДОУ детского сада №10 «Здоровье» В.Г.Алямовской .
Цель физкультурно – оздоровительной работы ГБДОУ: эффективное взаимодействие педагогов ГБДОУ д/с №10, способствующее сохранению и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни воспитанников. Оптимальное реализовывание оздоровительного, воспитательного и образовательного направления физического воспитания, учитывая индивидуальные возможности развития ребёнка во все периоды дошкольного детства. Формирование нравственных понятий и этики поведения юного петербуржца представлено через скорректированную программу «Первые шаги» (воспитание петербуржца-дошкольника) Г.Т. Алифанова; Санкт-Петербург: «Петербургская Новая школа»; 2008г
Цели программы:
воспитание современного, культурного маленького человека - жителя нашего города, который любил бы и свою страну и свой город, в котором он живет.
Задачи программы:
1. Познакомить дошкольников с ближайшим окружением, микрорайоном: улица, проспект, переулок, площадь, дом, некоторые учреждения, красивые здания и памятники.
2. Познакомить с некоторыми достопримечательностями Петербурга и его пригородов.
3. Дать начальные знания о знаменитых людях, которые жили и творили в Петергофе.
4. Расширить словарный запас детей,
5. Приобщить дошкольников к современной жизни Санкт – Петербурга и его пригородов, вызвать интерес к посещению выставок, музеев, театров, экскурсий, к участию в петербургских праздниках.
6. Создать эмоциональный настрои на положительное восприятие города.
7. Способствовать формированию этики поведения петербуржца. Основная установка программы «Санкт-Петербург и его пригороды» - больше натуральных впечатлений, поэтому особое место занимают прогулки-экскурсии по Стрельне, Ораниенбаумскому, Петергофским паркам. Образовательная Программа предусматривает создание условий для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также предоставление каждому воспитаннику возможности проявить индивидуальность и творчество. Предметная среда в помещениях ДОУ имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Оснащение уголков меняется в течение года, в соответствии с комплексно - тематическим планированием. Большое место в Программе отводится на взаимодействие с семьей. В детском саду сложилась система работы с семьями воспитанников, которая включает в себя различные формы работы: нетрадиционные родительские собрания, совместные с родителями проекты различной направленности (ориентированы на членов семьи разного возраста), презентации семейных традиций, портрет семьи, творческие конкурсы и т.д. Все эти разнообразные формы взаимодействия с семьями воспитанников помогают создавать в дошкольном учреждении теплую, дружескую атмосферу между детьми и взрослыми, объединяет усилия семей и детского сада в социализации и всестороннем развитии детей, а также способствует индивидуализации образовательного процесса.
Конечными результатами реализации Программы являются:
1. Сохранение детства как особо самоценного периода развития личности, предопределяющего успешность ребенка в последующие годы.
2. Объединение усилий детского сада и семьи по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью.
3. Выполнение гарантий государственной поддержки социально незащищенным семьям – обеспечение равных стартовых возможностей для развития и обучения детей.
4. Создание модели дошкольного учреждения как открытой социально- педагогической системы: оптимальное сочетание общественного и семейного воспитания.
5. Воспитание физически, духовно и нравственно здорового ребенка;
6. Создание условий для творческой реализации ребенка и педагогического коллектива;
7. Разработка модели детского сада как учреждения социального партнерства;
8. Инновационная привлекательность программ и технологий реализуемых в детском саду.