Конспект занятия в старшей группе
Тема: «Зима, зимушка, зима»
Подготовила воспитатель: Червякова Е.А.
Цель:Обобщить знания детей о зиме как времени года.
Задачи:
1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликаться на предложение общения.
2. Познавательное развитие: закрепление знания о временах года, систематизировать представления детей о зиме как времени года, способствовать развитию логического мышления, памяти.
3. Речевое развитие: учить правильно, согласовывать существительные с прилагательными, развивать речь детей, пополнять словарный запас, выделять из текста необходимую информацию.
4. Художественно-эстетическое развитие: развивать творческие способности детей, воображение, вызвать у детей эмоциональное удовольствие от деятельности.
5. Физическое развитие: отрабатывать координацию движения детей, развивать мелкую моторику рук
Активизация словаря: вьюга, метель, пороша, вьюжная, запорошила.
Подготовка к занятию: подобрать мелодии и иллюстрации к занятию.
Предварительная работа: Наблюдения неживой и живой природы зимой. Чтение рассказов о природе, заучивание стихов, пословиц, примет, загадывание загадок. Приготовить иллюстрации с зимними пейзажами. Выучить с отдельными детьми стихи, рассказы.
Материалы: иллюстрации о зиме, массажный мяч, листы бумаги, карандаши, краски, восковые мелки.
Ход занятия:
На доске висят иллюстрации с зимними пейзажами. Воспитатель читает стихотворение А.С.Пушкина
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась;
Клоками повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки зимы.
- Ребята, вы рады зиме? Вот сейчас мы поговорим с вами о зиме.
-Кто скажет, сколько месяцев длится зима?
-Назовите эти месяцы и расскажите о них?
-В это время года мы часто говорим слово «снег». А какой снег? - Белый, холодный, пушистый, хрустящий, липкий и т.д. Внесение снега в группу. Опыт со снегом.
-А как вы думаете, что, произойдет со снегом, оставив, его здесь? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, поиграем в мяч «Подбери нужное слово» (с помощью массажного мяча воспитатель выбирает ребенка, который будет отвечать)
-Какие ещё явления природы можно наблюдать зимой? Снегопад, метель, вьюгу.
Тропинки запорошило — это как вы понимаете? — Занесло снегом. «Пороша», «запорошило» — эти слова дети повторяют хором и индивидуально.
-Какие слова можно сказать про зиму, какая она? - Снежная, вьюжная, морозная, холодная и т. д.
Прочтите стихотворение Е.Трутневой «Первый снег».
Что такое за окном
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром,
Самый первый, самый белый!
-А как вы думаете, как живут зимой звери в лесу? Дети рассказывают о зайцах, лисе, белке, медведе и др.
-Птицы все улетели на юг? Расскажите, какие птицы зимуют и чем они питаются, кто им помогает выжить зимой. Заслушивается 2—3 рассказа.
-А насекомые куда подевались?
- Какие деревья в лесу зимой? — Они стоят голые, без листьев, только сосна и ель зеленые. В лесу тихо, но иногда можно услышать, как стучит дятел по стволу дерева, ищет спящих букашек.
Воспитатель. Кто расскажет стихотворение И. Сурикова «Зима»? Один из детей читает по желанию.
- Какой самый веселый праздник зимой? — Новый год. Праздник елки.
-Что вам больше всего понравилось на празднике? Заслушивается 2—3 рассказа с дополнениями.
- Кто прочтет стихотворение Е. Трутневой «Елка»?
А какие у вас забавы да игры зимой?
Ответы детей: Катаемся на санках, лыжах, коньках. Лепим снежную бабу, играем в снежки и др.
- Представьте, что мы уже на улице. (Включает быструю музыку, предлагает детям поиграть и покататься — имитация движений: катание на коньках, лыжах и др.)
Каким праздником мы проводим зиму? — Веселой Масленицей.
Вспомните, как это было в прошлом году? (1—2 ребенка рассказывают, а другие дополняют). Замечательно, что вы не только вспомнили, но и сумели рассказать об этом народном празднике.
Народ сложил о зиме пословицы. Вспомните их.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Спасибо, мороз, что снегу нанес.
Береги нос в большой мороз!
Солнце на лето, зима на мороз!
- А приметы?
Дым столбом — к морозу.
Если ночью был иней, днем снег не выпадет.
Кошка в печурку — стужа во двор.
- Вы много знаете про зиму, значит, отгадаете загадки.
Скатерть бела, всю землю одела. (Снег)
Не зверь, а воет. (Ветер)
На дворе горой, а в избе водой. (Снег)
- Я предлагаю вам нарисовать картину о зиме, а в помощь вам даётся на выбор листы бумаги, карандаши, восковые мелки, краски.
Итог занятия.
Расскажите, какую зиму вы нарисовали. Рассказы детей по своим рисункам. Оцениваются работы детей.
Выставка детских работ
Взаимодействие с родителями:
Посоветовать родителям сходить на прогулку в зимний лес.
Попросить родителей принести фото зимних пейзажей.
Предложить родителям почитать дома на свой выбор произведения о зиме.